А мне кажется, что делили на основании того, не как ноты звучат поотдельности, а какие они образуют созвучия в пределе октавы. Квинта будет звучать торжественно, а её сосед, тритон, по-дьявольски. Кварты тоже имеют характерное мощное звучание, на квартах и квинтах основаны все основные аккорды, которые в свою очередь основаны на гаммах. Ведь, если неправильно сыграть гамму (допустим, где-то ошибиться на полтона), она тоже будет звучать противно. Есть различные гаммы помимо натуральных ладов (мажор, минор, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, локрийский): гармонический минор, мелодический минор, целотонные, блюзовые гаммы и т.д. Все они строятся исключительно на восприятии звуковых интервалов и созвучий человеком.
походу на инструментох типа скрипки можно забить на 12 полутонов и играть хоть с точностью до одной сотой тона... http://www.guitarist.ru/stats/MUSICTHE.htm - для тех, кто в музыке полный ноль.
Во-первых, европейская музыка разбивает октаву на двенадцать интервалов. Почему из этих двенадцати лишь семь -- ноты, это по-моему не совсем тот вопрос который тебя интересует. Почему на двенадцать? Если взять звук с частотой, скажем 440Гц, и прозвучать его совместно со звуком с частотой в два раза больше, то на слух получается красивая комбинация звуков -- консонанс. Это дело назвали октавой. Если частоту увеличить не в два раза, а в 3/2, то получится опять неплохо, такой интервал назвали квинтой*. Так же неплохие сочетания получаются если увеличивать частоту в m/n раз, где m и n -- небольшие простые числа. Причём чем больше m и n, тем дальше мы уходим от консонаннса к диссонансу -- к отвратительному сочетанию звуков. В европе музыканты остановились на двенадцати таких дробях. Получили тем самым гамму. Не совсем ту, которая используется повсеместно сегодня. Она вроде как имеет специальное название, но я его не помню. А чтобы получить из этой гаммы современную, надо лишь расположить частоты последовательных звуков по порядку, и заметить, что получается последовательность чисел близкая к геометрической прогрессии с множителем -- корнем двенадцатой степени из 2. Ну и всё. Берём например гитару. Меряем длину открытой струны l[0]. Прижимаем струну на первом ладу, и меряем длину звучащего отрезка струны l[1]. Считаем отношение второго к первому -- l[1]/l[0]. Получаем корень из двенадцати. Прижимаем на втором ладу получаем длину l[2]. Отношение l[2]/l[1] -- это опять корень из двенадцати. Ну и тд, и тп. Современный ряд обладает одним преимуществом -- не надо настраивать инструмент на каждую тональность. Инструмент во всех тональностях звучит приемлимо для рядового слуха. Но есть и недостаток -- всё же инструмет во всех тональностях звучит несовершенно. Слышал байку про Скрябина, который имея очень хороший слух, страдал от инструментов которые не настраиваются, и заказал себе рояль, в котором все чёрные клавиши были продублированы -- там были разные клавиши под фа-диез, и соль-бемоль. Гитару, скажем, можно поднастроить ближе к натуральному ряду, и подальше от логарифмического (кажись я их названия вспомнил ). На скрипке, действительно можно играть используя натуральный ряд. Раньше же (по моим ощущениям в веках эдак в X-XV) порожки на грифе можно было двигать, что давало возможность настроить инструмент ровно на нужную тональность. Теперь о том, почему нот семь. Тут я утверждать не возьмусь, но думаю что это просто из двенадцати нот, выбрали те, которые получше звучат с базовым звуком, выкинув самые откровенные диссонансы. *) Теорию не помню. Проверял на гитаре на глаз не используя никаких других подходящих случаю измерительных приборов типа рулетки. Поэтому мог с названиями интервалов попутать. Прошу не бить меня за это сильно.
Вот тут товарищ очень интересно об этом пишет. Это правда перепечатка, но там есть ссылка на первоисточник и автора.
Обьясняю: Нот 12. Дали название только семи потому-что так тупо проще. Не забывайте про знаки альтерации, с помощью них и названий нот можно идентифицировать любой из 12 звуков. Еслиб дали название 6 нотам, то уже не получилось бы. Теперь о том, почему используется 12 нот. Сначала взяли волну определенной частоты и увеличили частоту в 2 раза-получилась октава. Потом взяли и увеличили в полтора раза - получилась квинта например ДО -СОЛЬ. Потом взяли квинту от ноты СОЛЬ - получилось РЕ. ИТД ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ-СИ-ФА#-ДО#-СОЛЬ#-РЕ#-ЛЯ#-дальше уже будут повторы. Итого 12 нот.