Имеется блок питания ("Физелектроприбор 76г выпуска"). Размером он 0,6Х0,5Х0,2. Предназначен для получения постоянного/переменного напряжения 0-270В, током до 10А. Внутри находится автотрансформатор, селеновые выпрямители, и 4 измерительных прибора (2 вольтметра и 2 амперметра). По идее должен использоваться в школьный физлабораториях. Подключено все кроме приборов. Вот как их правильно подключить и хочется узнать. Хочу найти схему. Может, есть у кого такой В инете для него схемы не нашел (искал на "Паяльник", "Радиокот", и похожих).
вольтметры подключить параллельно, амперметры - последовательно. Раз их по два, значит, дожны быть две независимые цепи (возможно - высокая и низкая сторона, но это малополезно, разве что в учебных целях). Селеновые выпрямители заменить на кремниевые. Проверить, что вторичная цепь гальванически развязана от первичной (т.е не 'авто', а _трансформатор_) , инвче всех студентов поубивает ... со временем ...
Два на постоянный и два на переменный. Там немного запутано идут проводники (подпаяно 12 шт. )к пакетнику (который переключает постоянный/переменный ток). Прозвоню его и попробую подключить к нему приборы. По-моему, вторичная цепь гальванически не развязана от первичной, так как там всего одна обмотка, по которой сверху ездит ползунок (меняя отношения витков). А почему нужно заменить селеновые выпрямители?
Если работают и устраивают то особо незачем , у них в отличии от кремниевых есть даже эффект самовостановления после пробоя Просто если возьмёшь скромный недорогой современный мостик KBPC5010 (1000В х 50А), то он по массогабаритке будет раз в сто лучше, чем его селеновый собрат (270Вх10А) ))
lukash А почему амперметры оказались отключены? Может в БП пол-схемы отсутствует. Проверь, шунты на месте? Если не получится, сними автотрансформатор и намотай вторичку, диоды(тринисторы) подбери, дроссель и ... получится сварной аппарат
Амперметры отключались во время гос поверки. По-идее все детали присутствуют. Давно ето было На днях попробую разобраться. А насчет сварочного аппарата - хорошая идея
Да чуваки как у автотрансформатора может быть цепь развязана первичная от вторичной? на то он и автотрансформатор что у него обмотка одна. а по простому он называется латер. с латера идёт переменка чтобы , постоянку получить стоят выпрямитель. Приборы соответственно будут пара ток/напряжение для переменки и пара для постоянки. подключабтся соответственно до./ после выпрямителя. К стати автотрансформатор самый опасный прибор при использовании у него так - как гальванически не развязан. так что категорически не советую ставить его в (тем более) школьной лаборатории. а то ёбом токать будет.
Прозвонил тестером тот пакетник (который переключает постоянный/переменный ток) и приборы подключил. Он даже работал немного . А затем етот блок начал пробки на счетчике вырубать. Замерил сопротивление на автотрансформаторе (отсоединив его от всего прибора) и скорее всего там межвитковое замыкание (маленькое сопротивление). Там и так скользящая поверхность изношена была, так я еще и решил зачистить ее нулевкой Может кто знает как это выправить (что б не перематывать обмотку)? Это я знаю. Но так, как он не выезжает за пределы моего гаража, то многих он токать не будет.
Активное сопротивление которое ты замерил, на 2,7кВт трансформаторе и должно быть маленьким Чтобы убедиться в наличии межвиткового подключи его без навески в сеть, а то и диоды могли умереть. А так пошевели витки (есно при отключенном питании) если с нн-ой попытки КЗ исчезнет - пролач обмотку, а потом аккуратно зачисть снова, может и поработает
Y_Mur Разобрал какой-то маломощный блок питания (700мА) и подсоединил вилку этого "Физелектроприбора" на выход маленького трансформатора до диодного мостика (теперь на вход прибора не 220В, а 12В). Так прибор работает (автотрансформатор меняет напряжение от 0 до 12). Может это и не межвитковое замыкание. Сниму автотрансформатор и попробую аккуратно его включить. Только это уже не сегодня будет.
lukash При снятом автотрансформаторе проверяй ток холостого хода. При исправной обмотке ток ток холостого хода не должен быть слишком большим. Это ток "уходящий" на насыщение сердечника. Нормальный ток х.х. в районе 0,5-1А. Хорошо ли изолирована обмотка от сердечника?
Пакетник находился в положении переменного тока, поэтому диоды небыли подсоединенными в цепь. По моему она вообще не изолирована (фото прикрепил, правда не очень качественные). Местами оголенные части обмотки касаются сердечника, а на скользящей поверхности много грязи из металлической пыли. Попробую аккуратно почистить его и замерить ток холостого хода.
Ну вот оно и КЗ, соберёшся перематывать обязательно обмотай сердечник стеклотканной или фторопластовой лентой. Ну и есно провод для перемтки только новый . То что на 12В нет КЗ ни о чём не говорит - в силовых реле\пускателях тоже часто поработавшие контакты не прозваниваются тестером, а на на рабочем напряжении тонкие плёнки окислов\грязи\и т.п. пробиваются и всё ОК Tiro Насыщение сердечника это немного из другой оперы . Ток холостого хода на ~90% определяется индуктивным сопротивлением обмотки, ну и + мелочи типа потерь на перемагничивание сердечника. Хотя с величиной ~0,5-1А для трансов такой мощности ты конечно прав.
Почистил обмотку и местами ее подправил. Теперь вроде как работает через раз. Летом перемотаю его. Спасибо вам за помощь!
Tiro У обмотки имеется активное сопротивление (то которое меряется тестером) и реактивное (индуктивное). Соответственно на первое сердечник не влияет, а на второе влияет . Ток в обмотке создаёт магнитное поле, которое воздействует на соседние витки (трансформатор он и тут трансформатор наводит в них эдс, направленную встречно к эдс приложенной из сети. Это явление называется самоиндукцией и является причиной реактивного сопротивления. Сердечник многократно "усиливает" магнитное поле (на самом деле процесс сложнее, но замнём для ясности) и потому увеличивает реактивное сопротивление и => уменьшает холостой ток. Но "усилительные способности" сердечника не безграничны и при превышении некоторой величины магнитного поля сердечник теряет способность его "усиливать" - так вот именно это явление и называется насыщением сердечника. На практике трансформаторы рассчитывают так, чтобы они в рабочих режимах в насыщение не входили, за исключением спец. трансформаторов типа магнитных усилителей\стабилизаторов, где из этого явления извлекают пользу